По всей России мы видим разрушенные храмы, которые восстанавливаются силами верующих, государства и специалистов-реставраторов. Чтобы познакомиться с тонкостями возрождения этих старинных зданий, требуется глубокое погружение в мир реставрации и реконструкции религиозных объектов. Мы же предлагаем Вам краткий обзор, в котором осветим основные принципы этой работы. Узнайте о современных методах реставрации, выборе материалов для нее и примерах успешного восстановления исторического наследия.
Введение в реставрацию религиозных объектов
Говоря о реставрации храмов, важно учитывать, что они делятся на две неравные группы: имеющие статус памятника архитектуры и не являющиеся таковыми. У каждой из этих групп – свои преимущества. Реставрация памятника архитектуры согласно действующему законодательству должна осуществляться в строгом соответствии с разработанными для нее регламентами. Она начинается с создания проектной документации, который утверждается с государственными органами охраны памятников. Работать на таких объектах имеют право только лицензированные реставрационные организации. Зато на реставрацию памятника архитектуры могут быть выделены государственные средства. Организовывать реставрационные работы на храме, не являющемся официально признанным памятником архитектуры, значительно проще: выбор специалистов и методов реставрации в таком случае оставляется на усмотрение заказчика, но и шанс получить финансовую поддержку от государства значительно ниже.
Впрочем, следует иметь в виду, что реставрация храмов в любом случае требует согласований со специально созданными церковными структурами. На уровне Московской Патриархии это Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. На местах ему подчинены епархиальные архитекторы, древлехранители, искусствоведческие комиссии. Эта система была создана сравнительно недавно из-за того, что многие настоятели, не имея достаточных знаний и/или средств, неграмотной реставрацией причинили ущерб старинным церковным зданиям. Храм – древний или новопостроенный – в любом случае должен соответствовать традициям церковной архитектуры, быть красивым и гармоничным. Об этом сегодня и заботятся специалисты Экспертного совета, что весьма отрадно.
При реставрации древних церквей перед специалистами нередко встает вопрос: какой именно облик им возвращать. Дело в том, что на протяжении столетий вид храма мог существенно меняться: появлялись пристройки, менялась форма куполов, а нередко – и стен. Каждый раз, отвечая на этот вопрос, реставраторам приходится находить взвешенное и зачастую непростое решение.
Значение реставрации для сохранения культурного наследия
Храмы и монастырские комплексы издревле были украшениями городов и весей России. Их строили с любовью и старанием, украшали с применением лучших художественных технологий и материалов. Многие из них хранят память о значимых исторических деятелях. Возрождение и поддержание церковных зданий и их убранства – дело, важность которого невозможно переоценить. Практически в любом городе в качестве основных достопримечательностей Вам покажут старинные соборы и обители. Именно они представляют собой наше культурное и историческое наследие. Потеряв их, мы лишились бы чего-то очень важного, переданного нам предками через длинную череду поколений. Поэтому реставрация или даже реконструкция (воссоздание) их – это сохранение культурных ценностей нашей Родины, которые мы призваны передать потомкам, чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства».
Основные принципы реставрации религиозных сооружений
Главный принцип у реставратора такой же, как у врача: «Не навреди». Иначе и быть не может, ведь специалисты по реставрации «лечат» здания, «заболевшие» от старости или неблагоприятных условий, получившие раны от злых людей и несчастных случаев. Реставрация древних религиозных сооружений возвращает им не только красоту, но и прочность, продлевает их жизнь, то есть дарит им здоровье.
Технологии реставрации религиозных зданий и сооружений не имеют существенных отличий от тех, что используются при восстановлении светских памятников старины. В обоих случаях очень важно использовать аутентичные (аналогичные изначальным) реставрационные материалы и технологии, предварять работу скрупулезным изучением состояния объекта, правильно ставить «диагноз» и находить методы решения проблемы.
Говоря о возрождении храмов, соборов, часовен и т.п., важно различать реставрацию и реконструкцию. Первым из этих терминов обозначают восстановление или приведение в должный вид существующего здания или сооружения. Реконструкция же древних храмов означает их возвращение из небытия по сохранившимся материалам: изображениям, чертежам, малым фрагментам. К примеру, Преображенский собор Новоспасского монастыря в 2022-23 годах переживает реставрацию: специалисты очищают его фасады и росписи, воссоздают утраченные элементы кирпичного декора, приводят в порядок покрытие куполов. А Казанский собор одноименного монастыря в г. Казань был реконструирован, то есть фактически отстроен заново на своих прежних фундаментах и в прежнем облике, с максимальным возможным использованием аутентичных материалов.
Отметим и еще одно важное отличие: между научной реставрацией и поновлением. В первом случае специалисты делают упор на таком понятии как консервация – то есть укрепление сохранившихся фрагментов, утраты же не восполняют или восполняют таким образом, чтобы новодел нельзя было перепутать с изначально существовавшими частями. Вмешательство в исторический материал в таком случае бывает минимальным. К примеру, при реставрации Воскресенской церкви Екатерининского дворца Царского села (г. Пушкин, пригород Санкт-Петербурга) воссозданную резьбу не стали покрывать позолотой, так что ее можно легко отличить от старинной. При поновлении, напротив, стремятся в максимальной возможной мере возвратить памятнику его изначальный вид, так что человеку, не являющемуся специалистом в данной области, будет практически невозможно отличить новое от старого.
Современные методы и технологии реставрации
Как мы уже сказали, при реставрации очень важно использовать материалы, которые максимально совпадают с теми, которые применялись при создании объекта. Что же в таком случае дает реставраторам современность? – Очень многое. Современные методы реставрации и реконструкции религиозных сооружений позволяют достичь результатов, которые были практически недостижимы еще несколько десятилетий назад. К примеру, благодаря 3Д-сканированию памятника, осуществляемому с помощью лазера, специалисты могут создать его точную цифровую модель, на которую будут опираться в работе. Наличие трехмерной модели существенно облегчает работу, сокращает число замеров, позволяет получить точные чертежи. Современные материалы эффективно борются с плесенью и грибком – бичом старинных зданий. Противопожарные пропитки защищают деревянные сооружения. Установка датчиков влажности, температуры и т.п. позволяет эффективно отслеживать и контролировать состояние памятника, а компьютерные расчеты дают возможность с максимальной точностью регулировать его состояние. Продолжать этот перечень можно довольно долго.
Особенности реконструкции религиозных зданий
Стоит ли говорить о том, что религиозная архитектура каждого исторического периода имеет свои особенности, глубокое знание которых необходимо для тех, кто приступает к возрождению храма? Даже церковь, не являющуюся памятником архитектуры, следует реставрировать максимально тактично и бережно, стремясь воссоздать ее изначальный облик.
Важной особенностью реконструкции храмов является тот факт, что они, как правило, возрождаются не для превращения в музей, а для использования, причем довольно интенсивного. В храм будет приходить множество людей, в нем будут совершаться богослужения. Поэтому, реставрируя церкви, а также другие монастырские и приходские здания, следует иметь в виду три задачи: возрождение исторического наследия, обеспечение его сохранности при будущем использовании и удобство людей, которые будут молиться и служить Богу в этих зданиях.
Реальная жизнь часто ставит перед теми, кто возрождает храмы, вопрос: насколько точным должно быть соответствие отреставрированного здания его изначальному облику и состоянию? Ответ на него в значительной мере зависит от того, является ли объект памятником архитектуры. Если да – обязанность реставраторов состоит в том, чтобы обеспечить максимальную аутентичность, в точности воспроизвести все архитектурные особенности. Если же нет – возможны варианты. Впрочем, в таком случае тем более необходим профессионализм, такт и глубокое знание церковной архитектуры и искусства, чтобы не допустить фатальной ошибки.
Как показывает практика, нововведения при восстановлении исторических религиозных объектов, предназначенных для богослужебного использования, практически неизбежны. К примеру, в старину храмы часто отапливали с помощью печей, находящихся в подвале или даже стоящей рядом с церковным зданием котельной, от которых теплый воздух расходился по каналам, проложенным под полами и в толще стен. В наши дни прочистить каналы и восстановить эту систему, как правило, оказывается практически невозможно – не говоря о том, что в наши дни далеко не всегда возможно отапливать храм дровами. Другой пример. Многие храмы в XIX веке и ранее строились таким образом, что состояли из «зимней» – отапливаемой и «летней» – холодной части. Между ними находилась стена с дверями. Осенью эти двери запирали, и весь холодный сезон службы проходили только в отапливаемом помещении. Сегодня большинство храмов такого типа делают полностью отапливаемыми. Строго говоря, это является отходом от изначального замысла строителей храма, но едва ли кто-то упрекнет за это реставраторов.
Примеры успешной реконструкции и реставрации
Большинство храмов, которые сегодня радуют наши взоры, всего два-три десятилетия назад находились в плачевном состоянии: представляли собой руины или были перестроены для светских нужд. Сегодня их можно рассматривать как примеры реставрации, в большинстве своем – удачной. Мы уже упомянули некоторые из них. Хотелось бы назвать и другие.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге страшно пострадал во время Великой Отечественной войны. В блокаду он стоял без отопления, из-за чего практически погибла его стенопись, сильно пострадал иконостас и утварь. Ныне памятник практически возрожден, продолжается реставрация росписей.
Храм Христа Спасителя в Москве – пример реконструкции, ведь этот величественный собор был взорван, а на месте его устроили бассейн «Москва». При восстановлении памятника были допущены довольно существенные расхождения с изначальным проектом: здание поставили на стилобат, горельефы (скульптуры) на фасадах отлили из бронзы, в то время, как изначально они были изготовлены из мрамора и т.п. Полагаем, что реконструкция эта была удачной, и воссозданный храм стал достойным преемником своего исторического предшественника.
Отправившись на Русский Север, мы увидим прекрасные примеры реставрации древних деревянных часовен и храмов, построенных нашими предками. Известнейшие из них собраны на погосте Кижи. Это Преображенский собор, храм Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Воскрешения праведного Лазаря, часовня Архангела Михаила. Погибавшие от действия неумолимого времени памятники благодаря кропотливой реставрации вновь радуют взоры и напоминают нам о Вечном.