Колокольня при церкви

Полное руководство по архитектуре колоколен

Узнайте об архитектурных особенностях и функциональном назначении православной колокольни, об историческом контексте формирования ее облика. Окиньте мысленным взором знаменитые колокольни мира и узнайте о современных перспективах их сохранения и реставрации.

Что такое колокольня?

Как и следует из названия, колокольня – это сооружение, несущее на себе колокола. Но не все так просто, как кажется. Специалисты различают колокольню и звонницу. Разница состоит в том, что колокольня – это вертикальное сооружение, а звонница – горизонтальное. При этом по сложившейся традиции звонницей могут назвать и сооружение, не находящееся при храме, и не являющееся стационарным и монументальным – да, да, существуют и мобильные звонницы! А вот колокольня – это всегда строение с колоколами, стоящее при храме и, как правило, весьма величественное.
Продолжая отвечать на вопрос «что такое колокольня?», отметим, что даже не всякая башня с колоколами будет именоваться таким образом. Мало кто знает, что, к примеру, на Спасской башне Московского Кремля тоже были колокола – набатный и часовой. Но колокольней ее не называли, поскольку колокола эти имели светское назначение: звон в набатный сообщал горожанам о надвигающейся опасности, а значение слова «часовой колокол» очевидно из него самого: он отбивал время.

Мобильная звонница
Мобильная звонница

Историческое значение

Надвратная звонница
Надвратная звонница

Чтобы ответить на вопрос, когда появились колокольни, следует обратить взор на историю самих колоколов. Звонящие колокольчики существовали еще до Рождества Христова – в Китае, где они появились в XXIII веке до нашей эры. Когда же звоны вошли в церковный обиход? Красивая легенда гласит, что в V столетии по Р.Х. святитель Павлин Милостивый заснул на цветущем лугу и увидел во сне, что ангелы раскачивают цветы колокольчиков, и те мелодично позванивают, прославляя Творца. Пробудившись, он приказал отлить колокола из металла и звонить в них перед началом церковной службы, призывая народ на молитву. Произошло это в г. Нола в Италии, епископом которого был святой Павлин.
На Русь колокола, судя по всему, пришли вместе с ее Крещением. Археологические изыскания свидетельствуют, что в домонгольское время в Киеве действовала мастерская по отливу колоколов. Известно, что в ходе усобиц между русскими князьями в 1067 году Полоцкий князь Всеслав завоевал Великий Новгород и забрал оттуда колокола Софийского собора, увезя их в свой город. Это свидетельствует о том, что колокола, особенно большие благовестники, ценились очень высоко, были своего рода свидетельством высокого статуса города и вполне могли стать объектом борьбы.
Первые звонницы на Руси были самыми простыми, так что их еще нельзя было бы назвать колокольнями в строгом смысле слова. Они представляли собой навес, под которым располагались столбы с укрепленной на них перекладиной, на которую и вешали колокола.
Когда же появились первые монументальные колокольни? Русские летописи упоминают о них, лишь начиная с XIV столетия. Вероятнее всего, они представляли собой каменные стены с укрепленными на них колоколами, покрытые кровлей-навесом. Подобные звонницы сохранились до наших дней в Пскове и Новгороде. На иконах XVI века уже можно увидеть и описанные выше звонницы, и колокольни в современном смысле слова – в виде восьмигранных деревянных башенок.

Архитектурные особенности

Колокольни бывают разными: одно- и многоярусными, каменными и деревянными, стоящими отдельно или являющимися частью здания храма. Существуют и храмы с двумя и даже более колокольнями. Самый известный пример такого сооружения – храм Христа Спасителя в Москве, имеющий четыре колокольни. Столько же – и на Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Когда идет звон «во все тяжкие», во все колокола – на них трудится сразу несколько звонарей, от которых требуется большая слаженность и виртуозное искусство, чтобы звон был гармоничным. Храмы с двумя колокольнями, представляющими собой башенки, расположенные над фасадом по сторонам от главного входа, распространены не столько в России, сколько в других странах – как на Западе, так и в Греции, и на Балканах. Яркий пример такого храма – кафедральный Свято-Духов собор г. Минск (Беларусь), перестроенный из католического костела.
Русский колокольный звон имеет особенность: он ритмический, а не хаотичный и не воспроизводящий музыкальные мелодии. Хаотичным является так называемый очепной звон, распространенный на Западе – при таком звоне раскачиваются сами колокола, а не их языки. В России таким образом звонят лишь на очень немногих колокольнях, известнейшая из которых – звонница Псково-Печерского монастыря. Она имеет необычную древнюю форму – в виде стены, и звонари управляют колоколами с земли с помощью длинных тросов. Звон, воспроизводящий мелодии, не является традиционным для православного богослужения. Как правило, так играют на колоколах не звонари, а светские специалисты или карильоны – специальные устройства, заставляющие колокола звучать, но не к службе, а, к примеру, в определенные часы дня.
Но обратимся к классическим русским колокольням.
В крупных монастырях колокольня – это, как правило, стоящее отдельно или соединенное со стенами обители сооружение. Часто она бывает очень высока и становится архитектурной доминантой монастырского комплекса. Состоит такая колокольня из нескольких ярусов – до пяти, на верхних из которых развешены колокола. В нижнем ярусе – закрытом – нередко находится небольшой храм. На верхние уровни ведет узкая винтовая лестница. В будничные дни к службам обычно звонит один человек на одном из ярусов колокольни. В большие церковные праздники, главный из которых Пасха, поют все колокола, и трудится целый ансамбль звонарей. Находясь на разных ярусах, не видя друг друга, они умело играют слаженный, мощный звон.
В приходских храмах колокольни, как правило, имеют один ярус звона. Но это вовсе не значит, что они низкие! Колокола располагаются высоко над землей, и чтобы подняться к ним, требуется немало потрудиться! У многих храмов колокольни пристроены к церковному зданию с западной стороны, под ними находится вход в храм. Это удобно: чтобы перейти из храма на колокольню, звонарю не требуется выходить на улицу.
Довольно редкий на сегодня тип – «храм иже под колоколы». Такие церкви были распространены в XV-XVI столетиях, строили их и позже. Колокольня у них находится над центральной частью. Примеры – церковь Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре, храм Покрова в Филях (Москва).
Любителям церковной архитектуры знакомо выражение «Северный тройник». Оно означает храмовый комплекс, состоявший из трех деревянных зданий: зимнего (отапливаемого) храма, летнего (не имеющего системы отопления, зато более высокого и просторного) и колокольни. Деревянные колокольни Русского Севера, как правило, были относительно невысоки, зато имели выразительные шатровые завершения.
Шатровые колокольни строили и из камня – как правило, в городах. Примечательно, что когда в середине XVII века патриарх Никон запретил строить храмы шатровой формы, это не коснулось звонниц, и именно XVII столетие – время, когда эта архитектурная форма широко распространилась. Одна из таких колоколен была возведена в Покровском монастыре Суздаля. Легкая, воздушная, устремленная к небу белая колоколенка конической формы является украшением обители.

Звонница Псково-Печерского монастыря
Звонница Псково-Печерского монастыря

Функциональное назначение

На храме Христа Спасителя целых четыре колокольни

Колокольня – яркое украшение православного храма, но главное ее назначение состоит в том, чтобы нести на себе колокола, в которые будет удобно звонить. Соответственно, те, кто строит храм со звонницей или отдельно стоящую колокольню, должны уже на этапе создания проекта привлекать специалистов по колокольному звону. Существует множество тонкостей. Как будут располагаться колокола? Как будет оборудовано рабочее место звонаря? Как станет расходиться звук?
К примеру, колокольня, находящаяся в городе, вблизи жилых домов, не должна быть слишком «громкой» – иначе не избежать недовольства окрестных жителей. Но и исчезать, не долетев до слушателей, звону не должно. Как заранее предугадать его тональность и громкость? – Они зависят от формы (профиля) колоколов и конечно, от их веса. А еще – от правильности развески: звон должен лететь в открытые пролеты колокольни, а не гаситься стенами.
При правильном расположении колоколов один умелый звонарь может управлять целым ансамблем. Одной рукой он приводит в движение языки малых колоколов, тросы которых соединены в связку, другой – заставляет звонить средние, а ногой ритмично нажимает на педали, соединенные с языками тяжелых благовестников.
Развеску колоколов следует проектировать вместе с самой колокольней, поскольку балки, на которых они будут располагаться, встраиваются в стены. Закрепить их позже, когда колоколонесущее сооружение уже будет достроено, будет невозможно – слишком большой вес они должны выдерживать.
При строительстве колокольни важно рассчитать нагрузку, которую она сможет нести. Мало того, что колокола могут весить до нескольких тонн – они регулярно будут создавать вибрацию, которая разрушит здание, если его прочности окажется недостаточно.
И наконец, еще один важный аспект. При оборудовании колоколен нередко случается досадный казус. Здание построено, балки смонтированы, осталось поднять колокола. Для храма отливают большой благовестник… и видят, что он попросту не пройдет в пролет колокольни! Чтобы такого не произошло, опять же, следует заранее все рассчитать и, возможно, поднять тяжелые самые большие колокола на предназначенное им место еще до завершения строительства.

Знаменитые колокольни мира

Пожалуй, самая известная колокольня России – знаменитый Иван Великий. Впрочем, правильнее было бы назвать ее архитектурным комплексом: ведь помимо столпообразной колокольни высотой 81 метр, к ней относится горизонтальная Успенская звонница и Филаретова Пристройка. Кстати, в Москве на протяжении нескольких столетий существовал запрет возводить здания выше Ивана Великого. Свое имя эта колокольня получила от храма преподобного Иоанна Лествичника, находящегося в ее нижнем ярусе. Построил этот знаменитый памятник в 1508 году архитектор Бон Фрязин.
Самой высокой в России является колокольня собора Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, построенная в 1723 году архитектором Доменико Трезини. Ее отличительная черта – грандиозный шпиль высотой 40 метров, увенчанный фигурой ангела с крестом. Колокольня возвышается над входом в собор, соединяясь с ним и формируя облик здания. Ее высота вместе со шпилем составляет 122,5 метров. Долгое время это было и самое высокое здание Санкт-Петербурга.
Список величественных колоколен нашей страны можно продолжать очень долго. Они радуют взор практически во всех крупных монастырях и при соборах. Особое внимание привлекает колокольня Николо-Жабенского монастыря г. Калязин, возведенная в 1800 Архитектура ее вполне традиционна, а вот судьба – весьма примечательна. В 1930-е годы при строительстве Угличского водохранилища было принято решение затопить ряд приволжских городов, в том числе и старую часть Калязина. Здания центра города, в том числе и Николо-Жабенской обители, были уничтожены, а вот колокольня высотой 74,5 метров по стечению обстоятельств так и осталась на своем месте. Она устояла, когда пустили воду, стоит и ныне – умели же строить в старину! Стройный силуэт вырастающей из воды башни, увенчанной православным крестом, давно стал достопримечательностью этих мест. В наши дни Калязинскую колокольню укрепляют, поддерживают, вокруг нее насыпали небольшой искусственный островок. Раз в году, летом, здесь совершается богослужение: в завершение Верхневолжского крестного хода духовенство и певчие приплывают на кораблике к колокольне и совершают молебен.
Славна Россия колоколами и звонами! Другие православные страны не имеют такого великолепия, поскольку их история несет на себе печать многовекового завоевания иноверцами. И Греция, и Болгария, и Сербия пережили длительное мусульманское владычество, во время которого у православных жителей этих стран если и была возможность строить храмы, то совсем скромные и невысокие.
Если же говорить о христианах других конфессий, то самыми известными колокольнями мира, пожалуй, можно назвать звонницу собора Нотр-Дам в Париже, которую прославил своим романом Виктор Гюго и Пизанскую падающую башню. Да-да, это итальянское «чудо света» было построено именно как колокольня, на верхнем ярусе башни и сегодня есть колокола!

Реставрация и сохранение колоколен

Реставрация колокольни – дело, требующее еще более скрупулезного и вдумчивого подхода, нежели возведение новой. Важнейшим его этапом является диагностика, цель которой – определить, насколько прочно сооружение в его нынешнем состоянии и как можно эту прочность повысить. Выдержат ли фундаменты вес здания и колоколов? Не обветшали ли стены? Прочны ли балки (если они сохранились), а если нет – как смонтировать новые?
Колокольня – это не только облик, но и голос. При реставрации всегда возникает желание воссоздать исторически существовавший на данной звоннице колокольный ансамбль. Нередко это оказывается возможно: архивные данные позволяют узнать, сколько весили дореволюционные колокола; фотографии и сохранившиеся экземпляры дают понятие об их форме. Существуют и специалисты, способные, зная время отливки колокола и его вес, относительно точно воспроизвести его профиль и звучание. Но здесь важно не допустить фатальной ошибки: прежде, чем заказывать колокола и возвращать их на историческое место, нужно провести диагностику состояния самой колокольни, при необходимости укрепить ее, решить возникшие из-за разрушительного влияния времени и неблагоприятных воздействий проблемы.
Действующие колокольни тоже требуют заботы – как и любое здание, особенно старинное. Важно вовремя «лечить» возникающие у них «болезни»: сырость, грибок, разрушение кирпича и т.п. Необходимо заботиться и о колоколах: не разболтались ли их хомуты (крепления), не «постарел» ли сам колокол – век его долог, но и он имеет свой предел, у «одряхлевшего» колокола меняется звук. И тогда колокольня будет украшением храма и всей местности, а пение ее колоколов станет говорить о вере, Боге, любви и радости не только прихожанам, но и всем, кто находится окрест!

Бесплатный эскизный проект храма

Получите бесплатно эскизный проект храма!

Оставьте заявку, чтобы мы подобрали для вас оптимальный вариант

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

    Строительная компания Русский Храм
    Дзержинского, 6 610047 Киров,
    8 905 715-20-39 [email protected]