Как устроено освещение в храмах

В храме все воздействует на наши чувства, обращая их к прекрасному. Пение хора услаждает слух, аромат ладана – обоняние. К зрению обращена не только красота убранства, икон, но и освещение церкви. То яркое, то приглушенное, оно имеет свою символику и создает своеобразную драматургию. Представляем Вашему вниманию исследование освещения в старинных церквях и вновь возведенных храмах, отражающее его историческое развитие, символику и современные технологии.

Освещение в старинных церквях и современных храмах

«Свете тихий святыя славы Бессмертного Отца Небесного» – это песнопение, звучащее на вечерней службе, любимо верующими. Но не все знают, что его появление связано с обычаем, который был у первых христиан: вечером, зажигая светильники, они читали особую молитву.
Свет в храме имеет свою символику. Он напоминает о Славе Божией, о Божественной благодати – вспомним, как преобразился, то есть просиял, Христос на горе Фавор. Свет в храме говорит верующему сердцу и о самом Господе, который поэтически именуется в богослужебных текстах Солнцем Правды и Светом Истины. В торжественные моменты службы, например, в центральный момент всенощного бдения – на полиелее – свет ярко зажигают, а во время чтения покаянных молитв, требующих особой сосредоточенности – напротив, приглушают, а то и вовсе выключают. Это важно учитывать тем, кто оборудует систему освещения в церкви: необходимо, чтобы яркость света имела различные режимы, а разные части храмового помещения могли освещаться независимо друг от друга.
В старину, когда не было электричества, храмы освещались только живым огнем: масляными светильниками – лампадами и свечами. Переход к электричеству для церковных служителей не был простым решением: в начале ХХ века велись серьезные дискуссии о том, уместен ли в храмах столь яркий свет, не отвлекает ли он внимание верующих от молитвы. Но принцип регулирования яркости света при свечном освещении был тот же, что и сегодня: в торжественные моменты службы зажигали все светильники, а, например, во время чтения Шестопсалмия на всенощной их гасили – оставляли только лампадки, которые теплятся перед иконами.
Свечная люстра – это самобытно и выразительно, хотя и сложно в обслуживании и едва ли понравится пожарным. Паникадила со свечами или лампадами (паникадилом называется люстра в церкви) по старинке освещают храмы в некоторых монастырях на Святой горе Афон в Греции. Если постараться, можно разыскать православный храм без электрического освещения и в России.

Основные элементы освещения в храме

Большая люстра в храме называется паникадило
Большая люстра в храме называется паникадило

Из чего же состоит система освещения храма? – Центральное место в ней занимает главное паникадило – большая люстра в церковном куполе. В старину в паникадиле горело множество лампад или больших свечей, ныне их место заняли лампы. Важно, чтобы светильники в паникадиле можно было зажигать как все вместе, так и отдельными группами, варьируя яркость света.
Если церковь большая, паникадил в ней, скорее всего, будет несколько: в центральном и боковых приделах, в притворе (помещении у входа), алтаре.
Форма паникадила может быть различной. Чаще всего оно представляет собой стремящуюся к конусу люстру со множеством светильников. Практически непременным атрибутом паникадила, указывающим на его сакральное предназначение, является крест. Встречаются и храмовые люстры, украшенные иконами, фигурами ангелов, христианскими символами. Каждый светильник, даже небольшое бра, в храме, скорее всего, будет украшен крестом – хотя запрета на обратное не существует.
Все шире в храмах России распространяются хоросы – паникадила в форме большого кольца, усеянного светильниками. Эти выразительные предметы церковного убранства пришли к нам из Греции и полюбились российским верующим.
Помимо паникадил, придя в храм, Вы непременно увидите в нем настенные светильники – бра. Их зажигают и при полном освещении, и тогда, когда гасят люстры, чтобы помещение не осталось в полной темноте.
И наконец, свет в храме распространяют горящие перед иконами лампады и свечи. В наши дни их значение в первую очередь духовное и символическое. Горящая перед образом Спасителя, Пресвятой Богородицы, угодника Божия или ангела свеча является зримым выражением нашей любви и веры к нему. В старину не меньшее значение имела и практическая сторона: чем больше свечей горит перед иконой, тем лучше ее видно в темное время суток – да и в светлое тоже, если учесть, что окна старинных храмов были невелики.

Современные технологии освещения церковных зданий

Какие технологии стоит применять при освещении храма? – Безусловно, хорошо использовать самые долговечные и экономичные из электрических ламп – светодиодные. Прекрасно, когда регулируется и яркость их горения.
В некоторых недавно построенных храмах проектировщики проявили смелость и творческое начало и трансформировали сам подход к источникам освещения. К примеру, в русской православной церкви Всех Святых в городе Страстбург (Франция) внутреннее пространство освещают прожектора. Они расположены таким образом, чтобы свет как бы исходил от стен, и источник его не был виден. «В храме не должно быть слишком светло, должна быть некая таинственность; при этом важно, чтобы определенные места были должным образом освещены» – пояснил задачу проектировщиков системы освещения архитектор Дмитрий Пшеничников, автор проекта храма (цитируется по материалу, опубликованному на официальном сайте храма Всех святых в Страсбурге: https://www.ruhram.eu/ru/news/2017/10_18_light.html). Перед электриками была поставлена задача не только добиться равномерного освещения купола, сводов и других частей храма, но и создать симметричные и гармоничные тени. Так продуманное расположение источников света стало одним из инструментов, формирующих интерьер храма.
Говоря о возможностях, которые дает при освещении церковного здания современность, нельзя не упомянуть, что существует и внешняя архитектурная подсветка храмов. Благодаря расположенным близ церкви и на ее фасадах прожекторам можно как осветить здание полностью, так и «выхватить» из темноты его часть – к примеру, купола.

Свет в храме имеет символическое значение
Свет в храме имеет символическое значение

Практические аспекты организации освещения

При организации освещения в храме важно учитывать множество параметров. Один из важнейших – чин и ход богослужения. В частности, он влияет на то, как правильно разместить бра. Они понадобятся в первую очередь в тех частях храма, где люди активно действуют даже во время службы. В первую очередь, это алтарь, а в основной части храма – территория близ свечного ящика и место, где совершается исповедь. Почему это важно, Вы поймете, вспомнив, что, к примеру, перед началом Литургии и в конце всенощного бдения, во время чтения часов главные паникадила храма не горят. Но тем, кто пишет поминальные записки, а также тем, кто принимает их и продает свечи, нужен свет. Необходим он и исповедующему священнику, тем более что многие верующие записывают свои согрешения.
На какой высоте вешать паникадило? – Ответы на этот вопрос могут быть различными в зависимости от архитектуры храма и стилистики его убранства. В одних случаях храмовую люстру поднимают под самый купол, в других – опускают ниже, что позволяет сэкономить электроэнергию, но оставляет своды в полумраке в темное время суток, если не снабдить их дополнительной подсветкой. Низко расположенное паникадило легче обслуживать. Впрочем, на какой бы высоте ни была закреплена церковная люстра, ее стоит снабдить системой спуска, чтобы не прибегать к услугам промышленных альпинистов при каждой генеральной уборке.
Если храм велик и имеет красивое убранство, выразительные архитектурные формы, подчеркнуть их поможет подсветка – к примеру, стоит разместить прожектора вдоль окружности свода купола, украшенного мозаикой или росписью. Сами прожектора хорошо сделать невидимыми: скрыть их за карнизом или каким-то иным образом замаскировать в архитектурной среде.
Создавая систему освещения храма, важно подходить к ней комплексно, не только решая утилитарную задачу, но и формируя гармоничную картину, которая станет важным элементом церковного интерьера. Современные технологии и древние традиции храмового благоукрашения предоставляют прекрасные возможности для этого!

Бесплатный эскизный проект храма

Получите бесплатно эскизный проект храма!

Оставьте заявку, чтобы мы подобрали для вас оптимальный вариант

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

    Строительная компания Русский Храм
    Дзержинского, 6 610047 Киров,
    8 905 715-20-39 [email protected]